с 9:00 до 18:00

Будние дни

Челябинск

Радонежская 32

8 (351) 223 46 54

k-dom74@mail.ru

Сравнить проекты

Свайно-винтовой фундамент для мостков, пирсов и причалов

Свайно-винтовой фундамент для мостков, пирсов и причалов

Свайно-винтовой фундамент для мостков, пирсов и причалов

Мостки, причалы, пирсы – неотъемлемая часть прибрежного пейзажа озер и рек. Ими оборудуются пляжи и лодочные станции, а сегодня зачастую – и частные землевладения, имеющие выход к воде. Оптимальным основанием для таких сооружений  служит фундамент на винтовых сваях, но закладка его в воде имеет свои особенности.

1. Условия возведения свайно-винтовойго фундамента в прибрежной зоне

Любое поселение издревле строилось вблизи источников воды – на реках, прудах, озерах. В каждом поселке можно увидеть хотя бы скромные деревянные мостки, которые использовались для стирки, для лодочного причала, для рыбалки. Их ставили на деревянные опоры – чаще всего использовалась лиственница, известная своей долговечностью при постоянном контакте с водой. Сегодня дорогую древесину с успехом заменяют металлические сваи. Коррозионная обработка металла позволяет использовать их многие десятилетия.

В чем особенность свайно-винтового фундамента для прибрежных сооружений?

  • В первую очередь тем, что значительная часть свай, не заглубленная в грунт, постоянно находится в воде.
  • Во-вторых, тем, что по мере удаления от берега длины свай могут существенно различаться
  • В-третьих, монтаж свай происходит в отсутствие твердой опоры
  • В-четвертых, свайный ростверк зачастую приходится также монтировать под водой

Кроме того, сами физические свойства воды существенно изменяют условия эксплуатации винтовых свай по сравнению с обычными, вкрученными в землю:

  1. Зимой вода превращается в лед, что меняет ее воздействие на фундамент
  2. На сваи действуют не толь нагрузки от весу сооружения, направленные вниз, но и вертикальные нагрузки, направленные вверх – если льдины поднимаются на верх во время таяния
  3. Имеются существенные механические боковые нагрузки во время ледохода, особенно на реках
  4. Циклы замерзания и размерзания воды существенно влияют на металл
  5. Верхняя часть свай, над поверхностью воды испытывает повышенные коррозионные воздействия – как от воды, так и от окружающего воздуха

2. Использование винтовых свай для прибрежных сооружений

Несмотря на указанные выше особенности возведения свайно-винтовых фундаментов под причалы, мостки и т.д., применение их сегодня практически повсеместно. Мало того, именно прибрежные сооружения были  исторически первыми, где началось использование винтовых свай для фундамента. Именно невозможность создания традиционных бетонных фундаментов в морских условиях привело к инженерным разработкам А.Митчела и других инженеров, устраивающих фундаменты под маяки. Эти маяки стоят и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет.

Маяк на винтовых сваях
Маяк на винтовых сваях

Широко использовался свайно-винтовой фундамент и военными – для возведения легких, быстровозводимых мостов и переправ. И только в последние десятилетия свайно-винтовой фундамент начал использоваться в строительстве, в том числе и для возведения сооружений на воде.

3. Подготовка к монтажу винтовых свай для прибрежных сооружений

Чтобы запланировать и установить свайно-винтовой фундамент под прибрежные сооружения необходимо провести следующие предварительные работы:

  1. Исследовать подводный грунт, особенно высоту слоев промерзания
  2. Учесть рельеф береговой полосы
  3. Выяснить направление и условия схода льда весной
  4. Учесть скорость и направление течения
  5. Рассчитать нагрузки от движения льда при таянии
  6. Рассчитать механические нагрузки от веса сооружения, ветровые нагрузки и т.д.
  7. Рассчитать количество и длину винтовых свай

Очевидно, что сами винтовые сваи должны быть подвергнуты дополнительной антикоррозионной обработке. Более того, возможна ситуация, когда сваю нужно внедрить на большую глубину, например до 10 метров. В этом случае не обойтись без наращивания общей длины сваи, что потребует дополнительных манипуляций с трубами – подготовки коммутационных элементов, сварки труб.

Кроме того, нужно учитывать и сам тип сооружения – будут ли это просто мостки для купания или причалы для массивных плавсредств.

Длина свай может быть различна в зависимости от глубины
Длина свай может быть различна в зависимости от глубины

4. Монтаж винтовых свай в водных условиях

Как мы уже упоминали, опыт возведения свайно-винтовых фундамент всходит к началу девятнадцатого века. Огромные сваи вкручивала бригада рабочих с использованием лошадиных сил – в прямом смысле. Лошади и строители располагались на просторных плотах и ввинчивали сваи с помощью очень длинных рычагов.

Так заворачивали первые винтовые сваи
Так заворачивали первые винтовые сваи

Нечто подобное, но в меньших масштабах приходится применять и сегодня.

В лучшем случае, когда мостки не так сильно выступают от берега, к берегу можно подогнать сваебур, но не факт, что длины стрелы будет достаточно.

Прибрежный монтаж свай сваебуром
Прибрежный монтаж свай сваебуром

В остальных случаях для завинчивания свай придется применять дополнительные плавсредства – обычно это временные или постоянные понтоны, способные удерживать вес свай, рабочих и сопутствующих средств для монтажа. Как говорят строители – в летнее время без купания при установки свай не обойтись. Понятно, что рабочие должны одевать гидрокостюмы – процесс обычно длительный и может занять большую часть суток.

Ручной монтаж в водных условиях
Ручной монтаж в водных условиях

Как обычно, на помощь строителям приходит сама природа: зимой вода в мелких водоемах замерзает, и обычно лед достаточно прочен для проведения работ.

5. Монтаж свай в зимний период

Прочный лед может служить крепкой основой как для бригады строителей, так и для тяжелой техники. Таким образом, вкручивание свай будет немногим отличаться от работы в обычных полевых условиях. Следует только учесть глубину водоема в данном месте.

Лед пробуривается и сваю вкручивают обычным способом – с помощью сваебура или вручную. Поскольку большая часть сваи находится в воде, что особенно тщательно нужно следить за вертикальностью вкручивания. При этом ровная поверхность льда поможет ровной обрезке свай относительно друг друга. Если нет снежных заносов, можно даже не пользоваться строительным уровнем, а отмерять равные отрезки от поверхности льда.

Крепкий лед выдерживает вес сваебура
Крепкий лед выдерживает вес сваебура

6. Монтаж ростверка фундамента в водных условиях

Обвязка свай также несколько отличается от обычных «сухопутных» условий. Сваи могут выступать на большую высоту над подводным грунтом – и обвязывать их приходится не только сверху, но и зачастую под водой. В некоторых случаях приходится применять и подводную сварку.

В остальном создание свайного ростверка ничем не отличается от традиционного – сваи связывают металлическими балками, либо деревянным брусом. Обвязка брусом требует использования твердых, влагостойких пород дерева и применяется не так часто.

Ростверк фундамента под причал
Ростверк фундамента под причал

7. Заключение

Расчет и монтаж свайно-винтового фундамента для прибрежных построек – мостков, причалов, пирсов – достаточно сложная инженерная задача. Конечно, наиболее простые фундаменты можно возвести и самостоятельно, но если застройщик хочет получить основательное сооружение, то лучше обратиться к профессионалам.

Фирма «К-ДОМ» специализируется в возведении свайно-винтовых фундаментов. В том числе у нас есть большой опыт и в установке винтовых свай для прибрежных сооружений.

img

Иван Николишин

Похожие статьи

Свайно-винтовой фундамент под дом из пеноблока

Свайно-винтовой фундамент под дом из пеноблока Дома...

Читать далее
автор Иван Николишин

Фундамент на винтовых сваях для бани

Фундамент на винтовых сваях для бани Фундамент на...

Читать далее
автор Иван Николишин

Полуавтоматические приспособления для закрутки свай

Полуавтоматические приспособления для закрутки...

Читать далее
автор Иван Николишин

Присоединиться к обсуждению